Грачаница

Мар 22, 2014

Грачаница — один из самых красивых памятников сербской культуры и средневекового исскуства. Находится в одноименной деревни,в 9 км юго-восточно от Приштины.

1grachenica

Oт средневекового монастырского комплекса сохранена только церковь, посвещенная Благовещанию. Церковь построена в 1321 году, как задужбина короля Милутина, постройка с пятью куполами, в чью основу вписан крест, фасад от чередующихся рядов кирпича и камня. Центральный купол опирается на четыре столба, возвышаясь из-над главного помещения, на востоке к нему прилягает престол,а на западе внутренное крыльцо, на севере и на юге — боковые помещения, которые заканчиваются двумя отдельными куполами. Со своими тремя апсидами и с наружной большой апсидой, восточная часть храма сливается в одно целое с постройкой.

Фрески в Грачанице живописали греческие мастера из Тессалоник, знаменитые Михаило и Евтигие, которые свою работу закончили в 1321 года. Фрески отлично сохранены и принадлежат повествовательным картинам, которое характеризуют сербское и византийское искусство первой половины XIV века. По сравнению с фресками из XIII века, композиции меньше, a мотивы разнообразнее, включая сцены из жизни святых и сцены из церковного календаря.

В Грачанице, в первый раз в старой сербской живописи, изображена генеалогическая линия династии Неманич, с 16 портретами, a на входе в церковь находятся и портреты основателя храма короля Милутина и его жены Симониды. В монастыре находятся значительная (важная) коллекция икон, между которыми и самая старая Христа Милостивого из XIV века, единственная своими размерами (269 x 139 цм). На 20 заседании ЮНЕСКО комитета по Мировому наследию, которое состоялось в Вилнюсе( Литва) с 08. дo 16. июля 2006 года, нa Список Мирового культурного и природного наследия вписаны Монастырь в Печи, Грачаница и церковь Богородицы Левишкой в Призрене, как и экстензия монастыря Дечани (который находится на Списке Мирового культурного и природного наследия с 2004 года), a под общим названием „Средневековые памятники в Косове (Сербия).

В процессах преобразования и освящения в монастырской культуре, которая есть областью наиболее последовательного проведения в жизнь православного учения, участвует весь человек, природа и космос. Этот процесс, по сути, носит эстетический характер и в него вовлекаются как художественные составляющие, так и явления, которые традиционно воспринимаются как вне-художественные.

Практически явление синтеза в православной монастырской культуре представляет собой полиязыковое (на языке вербальном и невербальном, иконически, функционально, конвенционально и т.д.) воплощение Истины. То есть, в рамках синтеза имеет место полифоничность.

В монастырской культуре можно увидеть разные проявления синтеза и рассмотреть его с нескольких сторон. Так, можно выделить «вертикальный» тип синтеза (восходящий и нисходящий), иначе называемый синергия, а также «горизонтальный» тип, в задачи которого входит формирование собственно монастырской культуры и создание монастыря как целостного пространственно-поведенческого комплекса, предназначенного для особой деятельности.

Кроме того, синтез в православной монастырской культуре базируется на антиномиях (божественного и человеческого, земного и небесного, духовного и материального и др.), предполагая не «снятие» их, а примирение, единое событие двух миров, что воплощается в эсхатологической перспективе в образе Небесного Иерусалима, а во времени и истории – в образе православного монастыря.

< Предыдущая статья
Монастыри Сербии
Следующая статья >
Богодорица Левишкая