Средневековый город Рас

Мар 22, 2014

Средневековый город Рас располагался на 11-ом километре к западу от современного города Нови-Пазар, на горе Градина.

Предполагается, что город был построен при византийском императоре Йоване II Комнине (1118-1143). Комплекс Стари-Рас включает в себя три участка: крепость на Градине, пещеру с монастырем Св. Архангелов и поселение Пазарище (Трговище).

1ras

Крепость Рас – самый старый памятник военной архитектуры сербского средневекового государства Рашки. Как бывшая резиденция сербских правителей, данная крепость имеет большое значение для изучения древней истории Сербии. Крепость имеет в плане форму неправильного четырехугольника, ее длина 180 м, ширина 20-60 м. Стены построены из бутового камня на известковом растворе. По верху стен была устроена дорожка.

На южной, самой доступной части города, располагалась главная башня, имевшая в плане полукруговую форму, диаметром 8 м. Крепость имела двое ворота – западные и южные. Главные, западные ворота охранялись двумя башнями неодинаковыми размерами.

В первой половине 12 столетия Рас стал центром сербского средневекового государства. С тех пор он укреплялся – после этого построены новые объекты, западные ворота заделаны, а возле главной башни устроены новые ворота.

Монастырь в пещере с церковью относят к периоду правления великого жупана (князя) Стефана Немани. Здесь, по всей вероятности, было написано известное Вукановское евангелие, а сохранившиеся остатки живописи (с начала XIII века) и надписей (XVI и XVIII вв.) свидетельствуют о том, что монастырь просуществовал долго. В комплекс объектов на Пазарище входит поселение, где имели место два этапа строительства.

На первом этапе, относящемуся к XIV столетию, строились деревянные дома, а на втором этапе, относящемуся к периоду оттоманской империи, а именно к периоду до XVII столетия, строились каменные объекты, которые в значительной степени сохранились до настоящего времени. Сохранившиеся остатки церкви, кладбища и других сооружений дают основание предполагать, что это место еще в XII столетии являлось важным духовным центром, сохранившимся и в период оттоманской империи. В окрестности Раса расположена также группа средневековых монастырей с церквями, которые в 1979 году включены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, под общим названием Стари-Рас с монастырем Сопочани.

Синтез является одним из основополагающих принципов православной монастырской культуры, что вытекает из особенностей теологии, постулирующей необходимость восстановления, исцеления, сущего в разделении мира, общества, человека. Этот процесс носит эстетический характер и в него вовлекаются как художественные составляющие, так и вне-художественные.

Практически явление синтеза в православной монастырской культуре представляет собой полиязыковое (на языке вербальном и невербальном, иконически, функционально, конвенционально и т.д.) воплощение Истины. Можно выделить «вертикальный» тип синтеза (восходящий и нисходящий), иначе называемый синергия, а также «горизонтальный» тип, в задачи которого входит формирование собственно монастырской культуры.

Ключевые слова: православие, синтез, монастырская культура, картина мира, синтез искусств.
Как считает большинство исследователей, проблема синтеза искусств получает свою популярность с окончанием «эпох стиля» или «эпох синтеза» в конце XVIII – начале XIX веков. Е.Б.Мурина выделяет несколько этапов развития теории синтеза искусств, причем на каждом из этапов под «синтезом искусств» понимался определенный аспект этой проблемы:
1. немецкие романтики йенской школы под синтезом искусств понимали идею построения «всекультуры», которая сродни культу и есть органическая слиянность всех явлений культуры;
2. Р.Вагнер под синтезом искусств желал видеть не соединение, но первозданное единство их и связывал данную проблему с изначально мифологической природой искусства;
3. Уильям Морис в качестве образца решения данной проблемы признавал Средневековье, где важнейшей составляющей было единство красоты и нравственности. Задачи такого синтеза виделись им в преобразовании не только искусства, но образа жизни и психики людей;
4. в стиле модерн проблема синтеза искусств меняет масштаб с социально значимого на индивидуальный. Базируясь на положении об изоморфности красоты и жизни, ставится вопрос о насыщении человеческой среды обитания красотой. Сама жизнь в представлении творцов этого стиля стихийна, вневременна и есть органичное слияние всех явлений действительности;
5. в начале ХХ века одной из парадоксальных трансформаций идеи синтеза искусств явилось рождение дизайна, как одного из аспектов слияния искусства с жизнью;
6. во времена Советского Союза наиболее типичным представлением о синтезе искусств было «органическое нерасторжимое единство» различных видов искусства (чаще всего – архитектуры, скульптуры и живописи), монументальное по форме и идеологическое по содержанию;
7. в настоящее время синтезу, как считает Е.Б.Мурина, придается такое же значение, какое он имел в классические эпохи. В условиях дегуманизации культуры «проблема синтеза вновь приобретает актуальное значение как система соподчинения множества противоречивых факторов в целостное единство интегрированной культуры, охватывающей все разнообразие аспектов человеческого существования».

< Предыдущая статья
Монастырь Сопочаны
Следующая статья >
Гегард