Монастырь Сопочаны

Мар 22, 2014

Фрески Сопочан — одного из центральных созданий византийского искусства — отличают внутренняя сосредоточенность образов, крупные масштабы, лапидарные формы, светлый колорит, в образах нет ничего эффектного, чрезмерно конкретного и чувственного, но впечатление покоя и величия.

Монастырь Сопочаны oснован в живописной долине реки Рашки, рядом с древнем Расом — центром Сербского государства Урошем I до 1263 года как мавзолей короля и его семьи.

Сохранилась церковь св. Троицы (1264—1265), однонефная постройка рашской школы, отличающаяся стройностью и композиционной цельностью (открытый притвор и башня над входом — конец XIII века; боковые пристройки в виде пониженных нефов — начало XIV века).

1sopochan

Фрески в монастыре является одним из сaмыx впечатляющих достижений византийских фреск на которых изображены как монументальные фигуры и события в истории христианства.

В 1979 года включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО Mонастырь Сопочани расположен у истока реки Рашка, примерно в 15 километрах к западу от города Нови-Пазар.

По мнению Т.И.Орловой, современную эстетику в целом можно обозначить как эстетику синтеза, а ведущий подход в области анализа культурных явлений – синтезирующим подходом, ориентированным на выявление связей между искусством, культурой и социальной действительностью, отличающимся переходом эстетического в сферу прагматического. Исходя из представления о ризоморфности современной культуры Т.И.Орлова пишет: «В основе эстетики синтеза лежит одна из ведущих тенденций современного гуманитарного знания – антиэссенциализм – тезис о неадекватности обобщающих, абстрактных, редуцирующих объект моделей культурным реалиям, тем паче таким сложным, многоплановым, как феномен искусства.

В контексте актуальности проблемы синтеза искусств следует обратить внимание на подходы к ее решению в системе такого явления как православная монастырская культура, которая, несмотря на противоположный ее установкам характер современной культуры, продолжает существовать и развиваться.

Нужно отметить, что данный вопрос в научной литературе культурологического направления в должной мере еще не рассматривался, хотя близкие темы – средневековый синтез искусств, храм как синтез – уже имеют много интересных публикаций. Так, П.Флоренский обращался к проблеме «церковного искусства как высшего синтеза разнородных художественных деятельностей» в работе «Храмовое действо как синтез искусств». Он выделяет такие формирующие синтез составляющие храмового действа как освещение («искусство огня»), архитектура, иконопись, вокальное искусство, «искусство дыма», пластика и ритм движений, благовония («искусство аромата»), одежда, ткани, поэзия (и искусство ее произнесения), специфические вкусовые ощущения (вкус просфор, например), прикосновения к различным поверхностям.

Философ говорит о «Троице-Сергиевой Лавре как образцовом памятнике и явленной исторической попытке осуществить верховный синтез искусств, о котором столько мечтает новейшая эстетика. И здесь становится особенно очевидным вопрос о соотношении «стиля» и «синтеза», который, в частности, в своей работе поднимает Е.Б.Мурина. «Стиль» («единостилье») не тождественен понятию «синтез». П.Флоренский считает Троице-Сергиеву Лавру пространством, где «удачно и своеобразно» разрешена «высшая задача искусств – их предельный синтез». А вместе с тем, этот комплекс, строившийся в период с XV по XIX века, представляет собой «коллекцию» всех стилей и стилистических направлений, имевших место в культуре того времени.
Так, Троицкий собор (1422-1423) построен в традициях московского зодчества XV века. Свято-Духовский храм (1476) воспроизводит псковские архитектурные традиции. Успенский собор (1559-1585) построен по образцу одноименного собора Московского Кремля. Церковь преподобных Зосимы и Савватия (1635-1638) представляет собой памятник шатровой архитектуры. Трапезная с церковью преподобного Сергия Радонежского (1686-1692) близка к богато декорированной архитектуре боярских палат XVII века. Надвратная церковь св. Иоанна Предтечи (1693-1699) отличается барочными элементами «строгановского» направления, Надкладезная часовня (кон. XVII века) – элементами «нарышкинского» барокко, а Смоленская церковь (1746-1748) и колокольня (1741-1770) – «елизаветинского» барокко. Обелиск (1792) на главной площади Лавры относится к эпохе классицизма. В конце XIX века комплекс был дополнен постройками в русском стиле XVII века в духе господствовавших тогда романтических тенденций.

Таким образом, основой синтеза является не «гармоничное соединение» архитектуры, скульптуры и живописи, созданное в едином стилистическом ключе, а нечто большее.

Е.Б.Мурина пишет: «В картине мира, создаваемой синтезом искусств и архитектуры, отражаются знания о мире, достигнутые другими областями мысли и творчества, а не только “усилиями” участников синтеза.Здесь концентрируются мифологические, религиозные, теологические, поэтические и т.п. формы осознания жизни. Среди последних автор видит представления данного народа или эпохи о человеке, природе, пространстве, времени, доме, красоте, матери-отце и другие аспекты, составляющие понятие «картина мира». Данные утверждения справедливы по отношению к православной монастырской культуре.

< Предыдущая статья
Монастырь Студеница
Следующая статья >
Средневековый город Рас