Mонастырь Дечаны

Мар 22, 2014

Mонастырь Дечаны находится в 17 км южно от Печи, нa склонах Проклетия. Mонастырь как свое наследие и усыпальницу построил в периоде между 1327  и 1335 годами король Стефан Урош III Дечанский,а после его смерти строительство продолжил его сын Душан.1djuf

Дечаны— это самая большая постройка в средневековой Сербии.Построена по образцу церкви Пресвятой Богородицы из Студеницы, с богатыми пластическими декорациями на порталах и окнах. Oснование церкви Христа Пантократора состоит из трех частей: престола, наоса и нартекса.
Над средней цастью наоса возвышается купол, с внешней стороны восьмиугольный, а с внутренней- круглый. Высота28метров. Строил Дечаны фра Вита из Котора. Он структуру православного храма обернул в романическую отделку фасада, которая чередовала светложелтый и фиолетовокрасный мрамор.

Роспись Дечана почти полностью сохранилась и насчитывает больше 1000 отдельных фигур и сцен из истории христианства, сгруппированых в 20 циклов.

Особенно интересен ряд портретов членов династии Неманичей.Монастырь живописан в периоде между 1335  и 1350 годами. Над живописью работали художники из разных частей Душанового царства,но больше всего их было из приморья, где они фресками украшали и православные и католические храмы. Дечаны- единственная средневековая церковь, где полностью сохранен первобытный каменный иконостас и большинство икон из 14 века.

Дечанская ризница- одна из самых богатых монастырских ризниц в Сербии. В ней находится почти 60 икон из 14-17. веков,старые рукописи, множество книг и церковных бесценных предметов искуства и культуры. Они выставлены в здании монастырской столовой.
Монастырь Дечаны внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО 02 июля 2004 года.

осхождение монаха к святости немыслимо без подобной Богу всеобъемлющей и сострадательной любви ко всему существующему: «Возгорение сердца у человека о всяком творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. И от великого сострадания умалается сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какоголибо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью до уподобления в сем Богу».

Происходит своеобразное молитвенное в Боге «растворение» монаха в населяющих мир живых существах и почти физическое переживание им их боли, нужд и страданий. Осуществляемый в православной монастырской культуре синтез микро- и макромира находит воплощение и в монастырском комплексе. Известно, что природа и архитектура (в лучших своих проявлениях) способны тесно взаимодействовать: «Природное окружение, его доминирующая цветовая гамма, рельеф местности, растительность, водный и воздушный бассейны, а также климатические особенности местности – характер освещенности, осадки, температурный режим влияют на структуру и хроматическое содержание колористики ансамбля непосредственно и через его структуру, в которой природа и климат уже нашли в известной степени свое отражение».

В рамках монастырской культуры можно наблюдать стремление к созданию условий наиболее гармоничного сосуществования с природой. Так, колодцы преподобных Антония и Феодосия в Киево-Печерском монастыре кроме сакральной выполняли и дренажную функцию в богатом подземными водами Киеве. Они были засыпаны в 1950-х годах, что привело к негативным последствиям . Создание монахами в Соловецком монастыре развитой системы каналов не только создало хорошие условия для судоходства и рыболовства, но и улучшило слишком влажный климат Соловков. Современная Нило-Столобенская пустынь, расположенная на берегах живописного озера Селигер, стремится наладить отопление, канализацию и водоснабжение с учетом условий этого природного заповедника.

В монастырский ансамбль природа включается не как декоративный элемент, но как необходимый, в соответствие с ее ролью в христианской картине универсума. Природа с позиций православной монастырской культуры не может быть «дикой», «неосвоенной». Она вся сотворена Богом и априори уже освоена. Поэтому ее не нужно покорять, ее можно дополнять, возделывать и в ней жить. Здесь имеет место не противопоставление человека и природы, а их гармонизация, а с позиций христианской нравственности и святости – синтез.