Монастырь Печского патриархата

Мар 22, 2014

В самом начале Руговского ущелья, близ города Печ, расположен Монастырь Печского патриархата. В монастырском комплексе существуют четыре церкви, построенные рядом друг с другом, образуя, таким образом, единый объект.

1pecor

Самая старая церковь – церковь Св. Апостолов, построеная в XIII веке. Еее ктитором был Арсений I, которым был сюда перенесен трон архиепископа, располагавшийся до этого в монастыре Жича. Представляющая собой однонефовую постройку с куполом, с просторной алтарной частью полукруглой формы в плане и прямоугольной в плане остальной частью, данная церковь напоминает архитектурное решение церкви монастыря Жича.
В начале XIV века с двух сторон старой церкви построены два новых храма, сначала один, а потом лет через десять – второй, а именно на северной стороне церковь Св. Дмитрия, на южной – церковь Богородицы и к ней небольшая церковь Св. Николы. На западной стороне построен нартекс.

Церковь святого Николы имеет форму креста в плане и купол, опирающийся на угловые пиластры. Стены церкви сложены сочетанием камня и кирпича.
Церковь Богородицы по архитектуре сходна церкви Св. Дмитрия, а небольшая церковь св. Николы имеет несложную архитектуру.
На стенах храмов представлена целая история средневековой настенной живописи. Самые старые фрески расположены под куполом церкви Св. Апостолов (XIII век). Большинство фресок в церкви Св. Дмитрия были расписаны живописцем Иованом, для которого характерно было изображение деталей. Девушка с корчагой на фреске Рождения Богородицы в алтаре славится своей классической красотой и миловидностью. Живопись нартекса датирует с периода от XIV до XVIII вв. У входа изображена родословня династии Неманичей.

В церкви Св. Дмитрия располагается монастырская сокровищница, с многочисленными иконами, рукописными книгами и ювелирными изделиями. Иконы являются произведениями печской иконописной мастерской, которая была активной особенно во второй половине XVI столетия. В церквях хранятся мраморные саркофаги с мощами печских архиепископов и патриархов, которые своими скульптурными украшениями представляют собой ценные произведения искусства.

В июле месяце 2006 года в Список всемирного культурного наследия ЮЕСКО включены Монастырь Печского патриархата, монастырь Грачаниа, церковь Богородицы Левишской в г. Призрен. До этого в список уже был внесен монастырь Дечани. Все они внесены под общим названием «Средневековые памятники Косова (Сербия»). В 2006 году они также включены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, находящегося под угрозой уничтожения, в связи с нестабильной общесвеннополитической обстановкой в АК Косово и Метохия, находящемся в данный момент под управлением УНМИК-а. Посещение монастыря возможно только в сопровождении военных представителей КФОР-а.

Согласно христианскому учению, последствием грехопадения человека явилось качественное ухудшение состояния природы, окружающего человека мира. Между нравственным, духовным состоянием человека и состоянием природы существует тесная зависимость. Опираясь на патристическую традицию, епископ Иларион (Алфеев) пишет:

после грехопадения, когда Адам стал тленным и смертным, и тварь уже не хотела повиноваться и подчиняться ему, Бог принудил ее к этому подчинению, сделав и ее, подобно человеку, тленной и смертной, хотя она не была виновата в грехопадении. Но тварь должна быть восстановлена будущее восстановление твари и ее освобождение от рабства тлению предопределено – и оно должно произойти через человека.

Следовательно, монах, приобретший новые личностные качества, призван осуществить синтез микро- и макрокосмоса. Так, агиографическая литература полна упоминаний о необычайно гармоничных взаимоотношениях между человеком и животными.

Хищники перестают быть хищными, животный мир наполняется кротостью: «Блаженная жизнь Павла (Павла Обнорского, основателя одноименного монастыря) была подобна жизни первого человека в раю: птицы и звери, даже хищные, паслись возле его жилища, утешая его незлобием. К нему приходил заяц вместе с лисицею, принимая пищу из рук св. старца. Вились птицы, являлся медведь и смирно ждал себе пищи».

< Предыдущая статья
Mонастырь Дечаны
Следующая статья >
Монастырь Студеница